25 октября 2005 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Одной из основных целей административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах стало повышение качества и доступности государственных услуг.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации № 601 от 07 мая 2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на территории региона созданы и функционируют 33 многофункциональных центра в каждом муниципальном образовании и 234 территориально обособленных структурных подразделений на базе сельских поселений. Доля граждан, имеющих доступ к получению услуг, составляет более 100%.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой организацию, созданную в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющуюся автономным учреждением), и уполномоченную на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
При организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре исключается взаимодействие заявителя с сотрудниками органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги. В многофункциональном центре организация предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляется работниками многофункционального центра, которые осуществляют взаимодействие с заявителями в соответствии со стандартами обслуживания заявителей, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1376 от 22 декабря 2012 г. «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
Основными направлениями деятельности являются:
- организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами Пензенской области, органами местного самоуправления, публично-правовыми компаниями;
- заключение соглашений о взаимодействии с органами, предоставляющими услуги, и ведение реестра заключенных соглашений;
- осуществление мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, комплексных запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- консультирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг через порталы государственных и муниципальных услуг, в том числе путем оборудования в многофункциональном центре рабочих мест, предназначенных для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- подготовка предложений по совершенствованию системы предоставления государственных и муниципальных услуг.
Задачи МФЦ:
- открытость и прозрачность порядка предоставления государственных и муниципальных услуг для населения;
- сокращение количества документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг;
- сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг;
- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- противодействие коррупции при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- обеспечение возможности оперативной и удобной оплаты государственных пошлин, сборов, других платежей, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг;
- повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг;
- повышение удовлетворенности заявителей качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.
В МФЦ используются следующие стандарты обслуживания:
- услуги предоставляются с минимальными затратами времени ожидания заявителей;
- работа МФЦ организована в максимально удобном для заявителей режиме;
- МФЦ расположены в шаговой доступности от остановок общественного транспорта;
- реализована возможность предварительно записаться на прием в МФЦ различными способами, в том числе через личный кабинет ЕПГУ, РПГУ, с помощью мобильного приложения для Apple или Android, терминал в МФЦ, с помощью специалиста в МФЦ, а также позвонив в службу контакт-центра, по телефону горячей линии.
- в МФЦ созданы специально оборудованные места приема и выдачи документов, места ожидания и информирования;
- МФЦ производит выездное обслуживание граждан, в том числе бесплатно, для льготной категории граждан, определенной Постановлением Правительства Пензенской области от 23.05.2018 N 288-пП "О некоторых вопросах выездного обслуживания заявителей многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющими деятельность на территории Пензенской области";
- помещения МФЦ оснащены системой кондиционирования, электронной очередью и электронными информационными табло;
- ежедневно функционирует Контакт-центр (телефон (8412) 927-00), операторы которого проводят онлайн консультации на сайте Учреждения, в том числе посредством мессенджеров Viber, WhatsApp, Telegram и с использованием сервиса «Обратный звонок»;
- внедряются новые цифровые сервисы, позволяющие заявителям в режиме реального времени, не выходя из дома получать услуги и консультации;
- обеспечивается выполнение функций по консультационной и организационно-технической поддержке заявителей при подаче ими запросов на предоставление услуг в электронном виде в секторах пользовательского сопровождения посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг и Региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции МФЦ:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.04.2022 № 837-р «Концепция перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан; план-график реализации Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан»
Полная информация о законодательной базе размещена в разделе Законодательство