
В настоящее время юридические лица могут подавать заявления для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и регистрации прав как в бумажном виде через МФЦ, так и в электронном формате с помощью цифровых сервисов Росреестра.
С 1 марта 2025 года вступает в силу Федеральный закон от 26.12.2024 № 487, устанавливающий новый порядок взаимодействия между Росреестром и юридическими лицами. Теперь организации самостоятельно будут направлять в Росреестр заявления и документы исключительно в электронном виде.
Электронная подача документов не будет обязательна, если стороной сделки является физическое лицо (кроме договоров участия в долевом строительстве, которые предоставляются только в форме электронных документов).
Право на подачу заявлений в регистрирующий орган в бумажном виде сохраняется до 1 января 2026 года за крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, садоводческими и огородническими товариществами, гаражными, жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья.
Подать документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, в Росреестр возможно следующими способами:
- через портал Госуслуг;
- через личный кабинет на сайте Росреестра;
- через региональные порталы государственных и муниципальных услуг (при наличии соответствующего соглашения).
Ожидается, что это важное нововведение позволит упростить и ускорить процедуру регистрации прав на недвижимость и другие операции. Кроме того, это улучшит прозрачность процессов и снизит вероятность ошибок, связанных с ручным вводом данных.